По словам бизнес-омбудсмена, с 1 января вступит в силу новая редакция Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, согласно которой выдавать бизнесу банковские гарантии смогут только банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В связи с этим Минфин РФ разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступление в силу которого планируется с 1 января 2018 года. Проект постановления размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, и в настоящее время проходит публичное обсуждение.
Одним из обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовом документе, является наличие у банка определенного кредитного рейтинга по классификации одного из двух агентств: Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (рейтинг банка должен быть не ниже «BBB-(RU)») либо Рейтингового агентства «Эксперт РА» (рейтинг банка должен быть не ниже «ruBBB-»).
Как отметил Михаил Вышегородцев, на текущий момент необходимые кредитные рейтинги этих агентств получили только 80 из 272 кредитных организаций, работающих в сфере выдачи банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения государственных и муниципальных контрактов. Таким образом, право подавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов с начала года потеряют порядка 190 банков.
Бизнес-омбудсмен подчеркнул, что это приведет не только к ухудшению состояния конкуренции в банковском секторе, но и окажет существенное негативное влияние на реальный сектор экономики России. Сегодня для многих представителей малого и среднего бизнеса России работа в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является одним из основных источников дохода.
«Резкое сокращение числа потенциальных банков-гарантов существенно ограничит их возможности получения необходимых гарантий, послужит импульсом для роста стоимости гарантий и, следовательно, приведет к росту издержек», - добавил Михаил Вышегородцев.
В качестве решения проблемы бизнес-омбудсмен предложил использовать поэтапную схему изменения требований, согласно которой на протяжении 2018 года для банков будут действовать менее жесткие рейтинги (не ниже «BB-(RU)» по классификации Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства либо не ниже «ruBB-» по классификации Рейтингового агентства «Эксперт РА»).
По словам Вышегородцева, смягчение требований рейтинга позволит сохранить для клиентов целого ряда (около 30 банков) стабильно работающих и добросовестных банков возможность получать банковские гарантии на разумных рыночных условиях, что особенно актуально для представителей малого и среднего бизнеса.
Уполномоченный подчеркнул, что предложенный им переходный период также предоставит необходимое время всем заинтересованным банкам для получения или повышения соответствующего рейтинга.
С 2019 года Вышегородцев предложил ввести более дифференцированные требования к банкам по уровню рейтинга, с одной стороны – повысив их до требований, разработанных Минфином РФ, а с другой - предоставить ограниченную возможность выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов кредитным организациям с более низким рейтингом.
Для этого бизнес-омбудсмен считает целесообразным допустить к выдаче гарантий банки с уровнем кредитного рейтинга в диапазоне от «BB-(RU)» до «BBB-(RU)» по классификации Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерного общества) или с уровнем кредитного рейтинга в диапазоне от «ruВВ-» до «ruВВВ-» по версии Рейтингового агентства «Эксперт РА», ограничив максимальную сумму всех выданных ими банковских гарантий суммой, соответствующей 15% собственного капитала банка.