Менее чем в двух десятках километрах от Долгопрудного находится НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко (Научно-производственное объединение энергетического машиностроения). Здесь производят уникальные жидкостные двигатели, которые десятилетиями выводят на орбиту как российские, так и зарубежные ракеты-носители.
9 апреля, незадолго до Дня космонавтики, на предприятии организовали пресс-тур для журналистов со всего Подмосковья.
Соседи
Не все долгопрудненцы знают, что в соседних Химках производят ракетные двигатели. О том, что значит двигатель для освоения космического пространства, точно сказал академик Валентин Петрович Глушко, в честь которого названо предприятие: «Нет двигателя - и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей её начинкой мертва».
Производственные и научные площади «Энергомаша», основанного в мае 1929 года, разместились на 92 гектарах. Знакомство с этим уникальным предприятием началось в просторном музейном зале, полном фотографий и ракетных двигателей разных лет. Здесь хранится двигатель, созданный по образцу немецкой ФАУ-2, вывезенной из Германии. Тут же представлены и принципиально новые жидкостные ракетные двигатели, разработанные в конструкторском бюро «Энергомаша». Именно эти двигатели в различных модификациях вывели на орбиту искусственные спутники, автоматические станции, космические корабли. Они вывели в космос и первый искусственный спутник Земли (4 октября 1957 года), и первого в мире космонавта Юрия Гагарина (12 апреля 1961 года). Сегодня на предприятии выпускают РД-171, самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель (более 20 миллионов лошадиных сил) и РД-180, разработанный на «Энергомаше» в 1990-х годах по заказу США (для американской ракеты-носителя «Атлас»). Двигатель нового поколения, РД-191 уже прошел все испытания и готовится к серийному производству (он спроектирован специально для семейства российских ракет-носителей «Ангара» и «Байкал»). Но как гласит поговорка, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Владимир Судаков, начальник отдела научно-технической информации НПО «Энергомаш», провел для журналистов экскурсию по предприятию.
Будущее ракетостроения
На «Энергомаше» действует конструкторский класс, в котором учатся и студенты, и молодые сотрудники предприятия. По словам Владимира Судакова, большинство их сотрудников – выпускники МАИ , МГТУ имени Н.Э. Баумана , МАТИ имени К.Э. Циолковского. Для учащихся четвертых и пятых курсов здесь организуются лекции и семинары. Также в конструкторском классе повышают свою квалификацию уже дипломированные специалисты.
Интересная деталь, в качестве наглядных пособий в этом классе используют реальные ракетные двигатели, а не макеты. Так что обучающиеся знакомятся с «внутренним миром» чудо-механизма в натуральную величину, а она гораздо больше человеческого роста.
Плоды трудов
Результат трудов конструкторов, инженеров воплощается в сборочном цехе.
Здесь трудятся более полусотни сотрудников. Для того, чтобы собрать ракетный двигатель, нужно около двух с половиной месяцев. Процесс трудоемкий, каждый его этап сопровождается различными испытаниями и проверками – ошибка может обойтись слишком дорого. Один из двигателей, находившихся в цеху во время пресс-тура, был уже полностью готов. Это упомянутый выше РД-171, мощнейший жидкостный ракетный двигатель современности, он проходил последние проверки. Весит этот двигатель около десяти тонн. 16 апреля он отправится к заказчику. Покорение космоса продолжается. Двадцать миллионов лошадиных сил РД-171 помогут очередной российской ракете преодолеть земное притяжение и выйти в открытый космос.
Ирина Паршина